Monday, August 16, 2010

Светлой памяти Михаила Александровича Марутаева

Уважаемые члены клуба!

С огромным сожалением я узнал, что 1 февраля 2010 г. ушел из жизни выдающийся российский композитор и исследователь гармонии Михаил Александрович Марутаев. И я сообщаю об этом членам Международного Клуба Золотого Сечения с глубоким прискорбием.


Михаил Марутаев своими трудами внес огромный вклад в развитие Учения о гармонии. Книга "Золотое Сечение. Три взгляда на природу гармонии" (Москва: Стройиздат, 1990), написанная М.А. Марутаевым в соавтостве с И.Ш. Шевелевым и И.П. Шмелевым, вошла в сокровищницу современной науки о гармонии систем. В память о Михаиле Марутеве мы включили его биографию в нашу рубрику "Персоналии. История математики гармонии в лицах"

Мое знакомство с М.А. Марутаевым произошла в начале 80-х годов. Он прислал мне в Винницу подборку своих работ, и я сразу же организовал ему приглащение в Винницу, где он выступил перед студентами и сотрудниками с уникальной лекцией-концертом. В этот же период (1984 г.) мне удалось организовать его выступление по Киевскому телевидению в передаче "Грани познания". После этого наша встреча переросла в большую дружбу. Я часто останавливался в его квартире во время моих многочисленных командировок в Москву, связанных с патентованием моих изобретений за рубежом. Всегда вспоминаю наши вечерние посиделки в его квартире. В 1984 г. была опубликована моя книга "Коды золотой пропорции", которую я подарил Марутаеву, и он всегда затем подчеркивал, что эта книга стала его настольной книгой. Вечерами, за бокалом прекрасного вина мы обсуждали все проблемы, связанные с учением о гоармонии, а также содержание его будущей книги. Кстати, Марутаев долго размышлял над тем, как назвать книгу, написанную тремя оригинальными авторами - Марутаевым, Шевелевым и Шмелевым. Я подсказал ему, что название "Золотое Сечение" наиболее подходит к этой книге, и это предложение было вопринято Марутаевым с большим энтузиазмом.

В 1989 г. нас свела с Марутаевым телевизионная передача "Очевидное-невероятное", организованная Капицей, которая была посвящена золотому сечению.

Последний раз я встретился с Михаилом Александровичем Марутаевым 29 мая 2003 г. в Московском университете, где я презентовал свою новую книгу "Новый тип элементарной математики и компьютерной науки, основанных на Золотом Сечении" на совместном заседании семинара "Геометрия и Физика" кафедры теоретической физики Московского университета им. Ломоносова и Междисциплинарного семинара "Симметрии в науке и искусстве" при Институте машиноведения РАН. Отчет об этой презентации выставлен на страницах нашего Музея
Я видел, что Михаил Александрович в это время был тяжело болен. Несмотря на это, он нашел в себе силы присутствовать на презентации моей книги, вместе со своим сыном Вячеславом, и принять участие в обсуждении моего доклада. В своем выступлении он сказал:

"Прежде всего я хочу поздравить проф. Стахова с таким прекрасным выступлением, содержащим множество математических открытий, раскрывающих новые, ранее неизвестные стороны чисел Фибоначчи и "Золотого Сечения". Я знаком с проф. Стаховым очень давно; выступал у него на семинаре в Виннице (в двух ролях и как ученый и как композитор), а также в 1984 г. выступал вместе с ним по Киевскому телевидению в передаче "Грани Познания", а в 1989 г. - по Центральному телевидению в передаче "Очевидное - Невероятное". Книга А.П. Стахова "Коды Золотой Пропорции" (1984), подаренная им мне, является моей настольной книгой. Эта книга есть ни что иное, как классика в области теории "Золотого Сечения", а сам проф. Стахов без всякого сомнения по праву может быть причислен к разряду классиков современной науки".

Я благодарен Михаилу Александровичу за эти теплые слова. Светлая память о Михаиле Александровиче Марутаеве навсегда останется в моем серде.

Алексей Стахов
Доктор технических наук, профессор
Президент Международного Клуба Золотого Сечения