Прочитал эссе "Эстетика Математики Гармонии", выложенное на сайте Международного Клуба Золотого сечения. Заинтересовался сочинением Френсиса Хатчесона "Исследования о происхождении наших идей красоты и добродетели".
Красота - фундаментальная философская категория. Эволюция звезд, вселенной, живых организмов, эволюция технологической цивилизации, духовно-нравственное совершенствование человека - все это направляется красотой, стремлением к развертыванию той ее "неочевидности" и бесконечного потенциала, которые в ней содержатся.
Постижение скрытой гармонии впечатляло и вдохновляло философов во все времена. Причем, идея красоты всегда несла в себе что-то новое, охватывая все более и более глубокие области науки. Благодаря этой идее становится возможным развитие и сосуществование наиболее сложных структур, расширяются горизонты человеческих познаний (знаменитое "Красота спасет мир" Ф.Достоевского видится мне не только в общественном или моральном аспекте, но именно в масштабах вселенной).
В то же время, как заметил Волькенштейн, в красоте заложена идея преодоления: красота лишь тогда доставляет эстетическое наслаждение, когда удается свести нечто непостижимо-сложное к более простому, к некоторому свойству "всеобщности". Должен признаться, когда читаю труды Г.Кантора по теории множеств, невольно поражаюсь своеобразной красоте его теории. Но ей как раз не хватает "простоты": трансфинитный рай Г.Кантора заводит в какой-то противоречивый тупик, отчего возникает чувство неудовлетворенности. Думаю, что "неразрешимую" проблему континуум-гипотезы Г.Кантора следует сформулировать иначе, а именно, к нахождению доказательства, согласно которому непрерывность может быть связана только с концепцией потенциальной, свободно становящейся бесконечности. Математика Гармонии и фундаментальное "поле красоты" позволяют "увидеть", как реализуется идея непрерывности, всеобщности форм на практике.
Поражаюсь тому, что философов современности интересует декадентская возня вокруг природы темных инстинктов. Поражаюсь, что философия "серебряного века" все еще увлекает молодые умы. Но в философских прозрениях Ницше, Фрейда и других демиургов постмодернизма бессмысленно искать "философский камень". Красота, хотя она еще эксплуатируется для духовного разложения и деградации общества, уже направляет культуру к эпохе нового Возрождения.